Распространение кофе

Первое описание кофейного растения появилось на латинском языке в 1592 году. Но историками было доказано, что его употребление началось за долго до этого.

В Эфиопии и Аравии растет огромное количество диких кофейных деревьев, и до X-ого века он употреблялся в пищу странствующими племенами, которые знали о его бодрящем воздействии и потому брали с собой в трудный путь скатанные в виде шариков раздробленные не обжаренные зерна, перемешанные с жиром. Таким образом, обеспечивая себя необходимой энергией во время дальних путешествий. Такая пища имеет очень высокую калорийность, так как зерна кофе в сыром виде содержат протеин, не говоря уже о энергоемкости жиров.

Иногда не обжаренные кофейные зерна замачивали в холодной воде и после настаивания пили получившуюся смесь, при этом зерна кофейного дерева даже не мололи. Только позднее арабы начали кипятить воду и поняли, что зерно необходимо измельчать, по сути увеличивая площадь контакта зерен с кипятком. Напиток при этом обрёл более насыщенный вкус и аромат.

Популярность кофе набирала обороты очень быстро. После Эфиопии известность распространилась в Аравии, а именно в Йемене. Зерна были завезены купцами.

Наилучшие сорта кофе имели название «Мокко» — в честь имени порта, через который осуществлялся вывоз продукта. И по сей день названия местности и портов фигурируют в названиях сортов кофе — это считается традицией.

Путь распространения волшебных семян по Аравии был весьма тернист.

Достаточно  драматичная история напитка в арабских странах начинается в XIII веке, когда кофе вошел в повседневную жизнь местных жителей. Уже тогда большое распространение получили многочисленные кофейни в городах и деревнях арабов. Распространение кофе в Аравии часто связывают с именем муфтия Дабни.

Муфтий - (араб. مفتى‎ — muftī, производное от афта — «высказывать мнение»)
высшее духовное лицо у мусульман. Наделён правом выносить решения по религиозно-юридическим вопросам, давать разъяснения по применению шариата. Его решение (фетва) основывается на религиозно-юридических канонах распространённого в данной стране направления ислама (суннизма, шиизма и т. д.), а также школы шариата (мазхаба).

Однажды, когда Дабни возвращался из долгого странствия по Африке, он заметил, что его соотечественники, жившие на западном берегу Красного море, очень любят пить кофе. Муфтий испробовал напиток и был приятно удивлен его вкусом и бодрящим эффектом. Тогда он взял зерна с собой на Родину, где кофе стало быстро завоевывать популярность. Однако священное писание Коран запрещал правоверным употреблять напитки, оказывающие возбуждающее действие.

В 1511 году в Мекку приехал вали (местный правитель) Хаир Бег. Он счел, что эффект от употребления кофе противоречит Корану. Ещё ему не понравился ряд изменений в городе. В те времена на площадях базаров, улицах ходили специальные люди, зазывающие горожан в кофейни. Ходили они со сковородой для жарки кофе и, отбивая дробь по металлу сковороды, привлекали внимание местных жителей. Во всех кофейнях была уютная атмосфера, стояли мягкие диваны, фонтаны, дающие прохладу и росли тенистые чинары (деревья семейства платановые). Посетители курили, пили малыми глотками кофе, слушали рассказы кафеджи (продавец кофе) и в таком блаженстве забывали о намазах. Такого положения дел Хаир Бег стерпеть не смог. Кофе был запрещен, кофейни закрыли.

Для большего устрашения объявили, что во время Страшного суда, лица любителей дьявольского напитка будут черными, в цвет кофе. Видимо это не сильно повлияло, так как еще придумали в наказание сажать людей на осла лицом к хвосту и с позором возить по городу.

Однако кофе был под запретом не очень долго, так как султан в Каире, которому подчинялся вали, был ярым сторонником кофейного пристрастия. В результате кофейни были вновь открыты и назначен новый вали, любивший кофе и распивающий его на виду у всех.

В Мекке бывало очень много людей, поэтому не странно, что напиток быстро распространился в Египте, Сирии, Палестине.

Широкую известность во всех странах кофейные зерна получили и благодаря тому факту, что регион, в котором оно произрастало, также посещало огромное количество людей, в основном паломников.  Они угощались напитком и наслаждались им, а затем брали обжаренные зерна с собой на Родину. Усилия арабов по сохранению секрета напитка были тщетны. Они понимали насколько выгодно сохранить монополию. Но слава о напитке и жажда обладать секретом его приготовления была неудержима и кофе вышел за пределы арабского мира.

В Турции и Армении до появления кофе пили похожий напиток из растения кауш. В 1554 году купцы Хаким из Алеппо и Шемс из Дамаска открыли первые кофейни в Турции, а именно в Константинополе. Турки внесли огромный вклад в развитие технологии приготовления кофе. Напиток в Турции стал поистине национальным, и его приготовление сопровождалось особыми церемониями. Именно Турции мы обязаны появлением знаменитой во всем мире джезвы.

Джезва
Турка (также джезва: тур. Cezve из араб. جذوة‎) — сосуд для приготовления кофе по-турецки (по-восточному). Представляет собой толстостенный металлический ковш с длинной ручкой. Традиционная турка изготавливается из кованой меди. Существует родственный турке предмет под названием далла. Это арабское слово обозначает кастрюльку с длинным изогнутым носиком и одной ручкой, использующуюся для варки кофе, оно распространено в некоторых частях Саудовской Аравии и среди сирийских кочевников.

Обсуждение закрыто.